Педагогический совет!

Отдел образования и молодежной политики

 Администрации Урмарского района Чувашской Республики

 

МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Методы и приемы обучения речи

в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Дубровская Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Урмары 2012

 

 

 Методы и приемы обучения речи в детском саду

 


Понятие метода обучения речи



Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их; 2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи; 3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их; 4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.
Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).



Метод имитации



Метод имитации заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).
Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, в школе, но и в зрелом возрасте).
Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур, допустим, во время купания ребенка.
— Где рука у моей доченьки? — говорит мать, выделяя голосом слово рука и трогая ручку ребенка. — Вот рука! Ой, какая рука! Сейчас мы ее намылим, потрем губкой. Вот как намылена ручка! А где еще рука? Вот вторая рука! И эту руку намылим. Теперь сполоснем их водой; сначала — эту руку, потом — другую. Теперь обе ручки чистые.
Полугодовалый ребенок просто слушает слова обучающего, улыбается, играет. В девять месяцев или около года он станет пытаться повторять это слово:
— Ка, — скажет дочка, уловив в речи матери прежде всего ударный слог.
- Рука. Хорошо говорит моя доченька. Рука. Ну-ка, скажи еще разок!
— Ка, — говорит, поднимая одну руку, девочка.
— А еще где рука? 
— Ка, — отвечает ребенок, поднимая вторую руку.
К этому времени ребенок усвоит обобщающий смысл слова рука, т. е. будет понимать, что этим словом называют не только его руку, но и руки матери, бабушки, куклы.
Метод имитации используется при обучении речи детей и более старшего возраста, практически — во время любой игры.
Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит
автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту-ту!», «Гу-у-у!» Тем самым расширяется лексика ребенка.
Помогая ребенку «строить», воспитатель называет предмет, который они строят, его части, называет свои действия, необходимые для достижения результата строительства.
Например, ребенок с помощью взрослого собирает машину из деталей «конструктора».
— Что мы построим, Леня? Автомобиль? Какой? «Волгу» или грузовик? 
— Грузовик.
— Сначала нам нужны колеса. Подай, пожалуйста, колеса, Леня. Что ты принес?
— Колеса... принес.
— Очень хорошо. А вот и рама. Давай поставим раму на колеса. Теперь установим кабину...
Так же разыскивается и устанавливается на место мотор, капот, руль, кузов. Называя части автомобиля и свои действия, которые он производит, собирая машину, ребенок имитирует речь воспитателя.
Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе игр сюжетных — ролевых, «режиссерских», драматизации. В игре ролевой ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам и запомнил: «мама кормит детей», «тракторист пашет поле», «электромонтер или газовщик, или сантехник пришел в квартиру по вызову жильцов», «учитель учит детей в школе», «космонавт летит на Луну» и т. д. Ребенок копирует и действия взрослых, и речь, которой они сопровождают свои действия. 
- У вас ве есть? («У вас свет есть?») —спрашивает Витя (2,5 года) абушку, копируя приходившего накануне электромонтера (причем он становится у входной двери, шевелит бровями, пытаясь принять «строгое» выражение лица, какое он видел у рабочего). Бабушка вступает в игру: 
- Все время пробки перегорают, посмотрите, пожалуйста, что с ними, — говорит она, вызывая внука на диалог и тем самым тренируя его в употреблении связной диалогической речи.
— Чась палечим («Сейчас полечим»), — успокаивает бабушку «монтер» Витя. Диалог может продолжаться, если Вите вовремя будут подсказаны нужные реплики.
В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их в данном сюжете между игрушками; сюжеты — детский сад, аэродром, зоопарк, парад, бой и т. д. — ребенку подсказывает воспитатель, учитывая его жизненный опыт.
Допустим, с детьми третьего года жизни играют «в гости». Перед детьми воспитатель расставляет игрушки — гостей, навестивших детский сад.
— Кто первый пришел к нам в гости? Мишка? Еще кто пришел? Матрешка? — спрашивает воспитатель.
— Вот мишка пришел, вот матрешка пришла, — отвечает девочка. Гостей принимают вежливо, говорят им приветливые слова в соответствии с речевым этикетом.
— А теперь мишка ушел: топ-топ, дверь захлопнулась. Мишки нет. Кого нет?
— Неть мишка.
— Нет мишки. Скажи: «Мишки». 
— Мишки.
— Хорошо. А теперь матрешка тоже ушла. Нет матрешки. Кого нет?
— Неть матрешки.
— Скажи: «Мишка ушел, матрешка ушла. Нет ни мишки, ни матрешки». Ребенок повторяет (имитирует) эту фразу и тем самым учится грамматике: употреблению имен существительных в родительном падеже.
В игре-драматизации ребенок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки, в процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.
Вот шестилетний Толя играет с младшей сестрой Женей (2 года 10 месяцев) «в Красную Шапочку и серого волка». Он, конечно, волк и охотники, а она — Красная Шапочка. Толя-волк уже «съел» бабушку, ложится на диван, укрывается по шею пледом, командует сестре:
— Ну, ты спрашивай меня(!), что- у меня какое.
Сестра пропускает несущественные, с ее точки зрения, детали и сразу переходит к самому волнующему:
— Бабушка, а большой... почему рот, — говорит она с неподдельным волнением. Но брат недоволен:
— Ты все сначала спрашивай: какие глаза, какие уши! — Но сестра не может с собой справиться:
— А какой рот большой... — таращит она в страхе глазенки и ждет, что вот ее сейчас «съедят».
Брат не хочет так играть: 
— Мама, — кричит он, — не буду я ее есть! Она неправильно играет.
Сюжетные игры служат детям прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель точно передать услышанную речь взрослого, произнесенную в определенной жизненной ситуации, или речь героя сказки.
Подвижные игры, игры по правилам обогащают речь детей заученными потешками, песенками, считалками. Заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя, который играет вместе с детьми и сначала сам произносит потешки, считалки, поет песенки. Мера речевого участия 
ребенка в игре зависит от его возраста. Например, «Ладушки», в которые играют дети на первом году жизни, сопровождаются только речью взрослого; ребенок имитирует только его действия (бьет в ладоши, кладет руки на голову и др.). Но трехлетние дети, играя «в каравай», могут уже не только петь вместе с воспитателем «Испекли мы каравай...», но и повторять за ним правила игры: «Встали в круг! Взялись за руки! Пошли по кругу! Все присели! Все встали на цыпочки, руки вверх! Раздвинуть круг! Сомкнуть круг!» Старшие дошкольники могут играть в подвижные игры самостоятельно, распределяя роли по жребию, считалке. Очень хороша для них такая считалка:
День-денек, день-денек. 
Сел зайчишка на пенек.
Видит зайка, серый зайка,
Вышла Галя на лужайку.
Галя песенку поет,
В ручку платьице берет.
От нее невдалеке 
Сидит зайка на пеньке.
Видит зайка в первый раз
Настоящий перепляс.
Как пошла она юлой, —
Зайка наш с пенька долой!

(А. Прокофьев.)
В этом стихотворении прекрасные созвучия, захватывающий ритм русского плясового мотива. Лексика интересна детям. Поэтический образ девочки, певуньи и плясуньи, и восхищенного зайки радует детей. То, что в стихотворении имеются сопоставимые грамматические формы («на пенек», «на пеньке», «с пенька»), делает его прекрасным дидактическим материалом для обучения грамматике.
Дети могут имитировать речь воспитателя, произносимую им во время выполнения каких-либо бытовых действий.
Например, чтобы сделать процедуру умывания перед сном более привлекательной для детей, воспитатель обращается к одному из малышей:
— Витя, скажи водичке: «Водичка, водичка, умой мое личико!»
— Хорошо сказал, Витенька! А теперь скажет Нина!.. Алеша!
Дети охотно говорят. Тому, кто не очень энергично артикулирует слова, воспитатель может предложить:
— Валя, ты попроси водичку громко и отчетливо. Теперь все хором попросим водичку!



Прием обучения


Выше приведены примеры обучения одним и тем же методом — методом имитации. Но в каждом случае этот метод осуществлялся различными приемами.
П р и е м о м называют вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала.
Так, приемами, с помощью которых реализуется метод имитации, могут быть:
1) наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим — в описанном выше случае малыш рассматривает свои руки, наблюдает за руками мамы и одновременно повторяет за ней, имитирует ее речь; 2) игры: в процессе игр, как мы видели, речь ребенка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами (игра «в электромонтера», «в гости», когда дети осваивают форму родительного падежа существительного, «в Красную Шапочку и волка», в процессе которой дети приучаются к связной диалогической речи); 3) опора на словесный образец (словесное представление): дети повторяют фразу, произнесенную воспитателем («Водичка, водичка, умой мое личико!»).
Итак, мы познакомились с методом имитации, который состоит в том, что обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но обучающий показывает пример, как надо говорить, а обучаемый его точно повторяет, имитирует. Выше описаны приемы, которыми может быть выполнен метод имитации. Но приемов реализации любого метода существует огромное множество: каждый творчески работающий воспитатель всегда создает свои собственные приемы, не нарушая самого метода. Так, метод имитации, кроме описанных приемов, может быть выполнен приемами использования картинок, живых объектов (животных, растений), диафильма, магнитофона и др.



Метод разговора (беседы)


Более сложный по выполнению для ребенка метод обучения его речи — это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.
Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.
Для тренировки органов речи детей третьего года жизни в артикуляции звуков [ж] — [з] воспитатель может воспользоваться разными приемами метода разговора.
1. — Саша, ты помнишь, как жужжит жук? — спрашивает воспитатель. Мальчик вспоминает:
— Он... ж-ж-ж ...
— А как зудит комар? — наталкивает воспитатель мальчика на артикуляцию сходного звука.
— Комар... з-з-з... 
Это прием опоры на словесное представление (представление словесного образца).
2. Для той же цели можно использовать прием сюжетной ролевой игры:
— Зина, Саша, Коля! Вы будете жуками, а вы, Сема, Нина, Маша, будете комариками. Ну, летите навстречу друг другу и жужжите или зудите.
Закрепление понимания значения слова, например овощи, может осуществляться по-разному.
1. Воспитатель ведет детей на кухню, где на столе специально для этой цели разложены овощи, и спрашивает всех:
— Вы видите, что лежит на столе? Дети перечисляют то, что видят:
— Морковь... огурцы... помидоры... баклажаны...
— А как одним словом называют все это вместе?
— Это овощи, — торопится сказать кто-то из детей.
— Правильно, это овощи, — поощряет мальчика воспитатель.
— А какие овощи вы знаете еще, кроме тех, которые лежат здесь?
— Кабачки — овощ, — говорит девочка.
— Капуста, картошка, репа, лук, чеснок — овощи, — добавляет еще кто-то...
Как видим, в данном случае был использован уже знакомый нам прием наблюдения за реальными объектами, но метод новый — метод разговора.
2. Воспитатель вместо реальных овощей может воспользоваться картинками, изображающими различные овощи, т. е. применить прием опоры на картинку, но это тоже будет метод разговора.
Прием опоры на картинку можно усложнить, например, введя для сопоставления слово фрукты. Вопрос-задание детям в этом случае может быть таким:
— Дети, вот картинки, изображающие овощи и фрукты. Кто из вас быстрее разложит их на две кучки: овощи — к овощам, фрукты — к фруктам?
Разумеется, такую работу можно организовать, если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребенок должен получить набор картинок.
Прием опоры на реальные предметы или на картинки граничит с дидактическими играми, т. е. играми, специально предназначенными для обучения. Взрослые предварительно знакомят детей с правилами той или иной игры. Затем предоставляют им возможность играть самостоятельно. В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка: ведь любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. Но есть дидактические игры, специально предназначенные для речевого развития детей, — это так называемые словесные дидактические игры. Игры эти состоят в том, что дети:
1) придумывают слова на заданный звук:
— Укажи предметы, названия которых начинаются звуком [с].
— Стол, стул, стена, стеллаж;
2) называют предметы по описанию взрослого, отгадывают несложные загадки:
— Принеси мне то, в чем много листков бумаги, заполненных буквами, то, что разрисовано картинками.
— Принеси мне то, откуда можно узнать сказку или стихи. Дети приносят книгу.
Подобные описания, конечно, предлагаются детям пяти-шести лет;
— Отгадай, что это: «Маленький, да удаленький: сквозь землю прошел — красную шапочку нашел», — говорит воспитатель, когда вместе с детьми собирает в лесу грибы или просто гуляет с ними по лесу.
Найдя полянку с земляникой (или на своем огороде у грядки с клубникой), воспитатель может прочесть загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки — 
Собираем огоньки.
(В. Фетисов.);
3) загадывают известные им загадки или придумывают загадки сами.
Основное правило дидактической игры: дети должны видеть (а еще лучше — трогать, обонять, пробовать на вкус, слышать, если он звучащий) тот предмет, о котором загадка загадывается.
Для усвоения детьми конструкции распространенного предложения, например двусоставного предложения с прямым дополнением, нужно использовать различные приемы (метод разговора) в зависимости от возраста детей. 
Для пятого года жизни — прием опоры на словесные представления (метод разговора).
— Дети, будем играть в «Кто больше?». Кто больше добавит слов к моему слову? Я говорю: «Повар готовит обед». А вы должны сказать: «Повар готовит завтрак (ужин, полдник)». «Повар варит компот (жарит, печет, тушит; суп, щи; рыбу, мясо...)». Выиграет тот, после кого никто ничего уже не сможет добавить.
Возможны предложения на темы о труде дворника, няни, электрика, слесаря, воспитателя и других работников детского сада.
В работе с детьми четвертого года жизни решение той же задачи надо облегчить, применив прием опоры на картинку (метод разговора). Нужен набор картинок, изображающих лицо с атрибутом его профессии: повар у плиты, садовник с лопатой и т. д.
В работе с детьми шести-семи лет метод разговора усложняется тем, что, во-первых, задается более сложная синтаксическая форма (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения), во-вторых, расширяется круг лексики.
Например, воспитатель начинает игру, давая образец: «Космонавты, проводившие наблюдения за Солнцем, благополучно приземлились в Байконуре». Дети заменяют в этом предложении причастный оборот своими: проводившие наблюдения за океаном, за северным сиянием, за звездами, за тайгой ... (объекты «наблюдения» воспитатель может подсказать детям, сами же они должны сосредоточить усилия на правильном построении предложения).
Другой образец, предложенный воспитателем: «Охотники-фотографы, выслеживая зверя, долго шли (пробирались) за ним по лесу с фотокамерой». Дети учатся употреблять в речи деепричастие несовершенного вида, строят ту же синтаксическую конструкцию, которая дана им в образце, заменяя отвлеченное слово зверь конкретным названием: «преследуя медведя (лося, оленя, тигра и т. д.)».
Для упражнения в связном рассказывании воспитатель, наметив тему, может организовать речь детей, поставив несколько вопросов (пунктов плана), развивающих данную тему. Например:
— Слава (6 лет), сегодня утром ваш Рекс провожал тебя в садик? Он лаял на прохожих? Как он ходит по улице? Кто выводил его сегодня гулять? (Воспитатель, конечно, должен быть в курсе дел семьи Славика, чтобы поставить ему эти вопросы.)
Ребенку четырех-пяти лет вопросы надо ставить не все сразу, а по одному: вызвать его на диалог.
Итак, метод разговора — это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь. Метод разговора может выполняться теми же приемами, что и метод имитации (приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры), а также приемами постановки различных вопросов-заданий.
Метод разговора не следует отождествлять с школьным методом беседы, который является одним из способов подачи теоретического материала; метод разговора, как видно из его описания, — практический метод.



Метод пересказа



Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирующего их связную речь.
Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя, 2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).
Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.
В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.



Метод сочинения (рассказывания)



Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений.


Понятие практического метода и приема



Все описанные выше методы обучения детей родной речи предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называют практическими методами обучения, в отличие от теоретических, с помощью которых детям и подросткам сообщают сведения о лингвистике — науке о языке. С теоретическими методами дети знакомятся в школе, после того как овладевают родным языком практически.
Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор с детьми — с отдельным ребенком и с группой. Этот навык приобретается в результате усвоения им соответствующей методики — овладения практическими методами. Так же приобретается и переходящее в навык умение вызывать детей на беседу, на связное рассказывание.
Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор: в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т. д.); на прогулках и экскурсиях; во время игр; при рассмотрении картинок, диапозитивов, кодопозитивов; в процессе трудовой деятельности, во время чтения им и обсуждения произведений художественной литературы и т. д.
Практические методы обучения: имитация, разговор (беседа), пересказ, рассказывание (сочинение) — и приемы работы этими методами: опора на реальные объекты, опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации (картинки, диапозитивы или кодопозитивы), опора на словесные образцы речи воспитателя, магнитозаписи, грампластинки или киноленты и т. д. — эффективны при обучении детей речи потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи, не нарушают этого процесса, а только делают его более интенсивным, насыщенным речевой работой — физической, мускульной, и внутренней, интеллектуальной и эмоциональной.